В первой половине апреля 2025 года значительная доля морских перевозок нефти из России стала осуществляться западными танкерами. Теперь они составляют 43 процента от общего числа судов, которые загружены в Балтийских и Черноморских портах или забронированы на текущий месяц. Эти данные, предоставленные Bloomberg, показывают нарастающую активность западных компаний в перевозке российского сырья.
Эксперты связывают такую тенденцию, прежде всего, с резким снижением стоимости российской нефти. Страны «Большой семерки» (G7) ранее наложили запрет на транспортировку и страхование танкеров, если цена нефти превышает 60 долларов за баррель. Тем не менее, вследствие падения цен ниже этого порога, риски для логистических и страховых компаний снизились, открывая больше возможностей для бизнеса.
Недавний отчет от РБК, ссылающийся на агентство Argus, сообщил, что цена на российскую нефть Urals снизилась ниже 50 долларов за баррель, достигая уровня, который не наблюдался с лета 2023 года. Это означает, что российская нефть теперь стоит на 10 долларов ниже установленных G7 ограничений.
Раньше Россия была вынуждена использовать теневой флот для обхода санкционных ограничений. Однако, несмотря на то, что тихоокеанские и арктические порты все еще полагаются на него, в Балтийском и Черноморском регионах заметны изменения. Если в первые месяцы года западные танкеры и страховые компании перевозили примерно 30 процентов экспорта, то в апреле эта цифра выросла, подчеркивая сдвиг на фоне падающих цен на нефть.