Восайдите в небеса: истории оживших военных самолетов из прошлого
В России появляется необходимость создания национальной коллекции летающих исторических самолетов, которая включала бы в себя модели, использовавшиеся нашими предками во время Великой Отечественной войны. Борис Осятинский, президент фонда "Крылатая память Победы", делится своими мыслями о важности этой инициативы и уже достигнутых результатах. На сегодняшний день этим энтузиастам удалось вернуть к жизни такие машины, как штурмовик Ил-2 и истребители И-153 "Чайка", И-15бис, И-16 и МиГ-3. Это только небольшой список того, что они сделали.
Фонд "Крылатая память Победы" активно организует демонстрационные полеты в разных городах, приуроченные к важным датам и праздникам, например, к Дню Победы. В этом году восстановленный И-16 полетел в параде в Новосибирске. Осознавая, что такие демонстрации могут вдохновить молодежь и пробудить интерес к истории авиации, они стремятся показывать не просто исторические самолеты, а настоящую эпоху в небе.
Однако путь к восстановлению этих памятников войны крайне непрост. Советский Союз, начиная эпоху реактивной авиации, утилизировал многие поршневые самолеты. По этой причине для их восстановления приходится проводить сложные экспедиции по поиску остатков самолетов.
Каждый самолет, оказавшийся в руках специалистов, восстанавливается долгими годами кропотливой работы. Поисковики, работающие волонтерами, извлекают останки самолетов из болот и водоемов, а затем изготавливают аналогичные детали для создания авиационных экземпляров. Например, современный малый альбом может продлиться от трех до пяти лет, и редко удается найти полные чертежи.
Но это не единственные достижения. Специалисты даже смогли восстановить такие зарубежные модели, как Texan Т-6 и Sopwith Camel.
Существенную поддержку проекту оказал известный коллекционер Вадим Задорожный, которому принадлежит большая часть восстановленных машин.
Eвгений Лебедев, историк авиации, также рассказал об эволюции Военно-воздушных сил Красной армии. К началу Великой Отечественной войны советская авиация находилась на этапе перехода к новым технологиям. Многое зависело от готовности и возможностей авиазаневодов, которые были перенесены за Урал из-за войны. Это стало настоящим прорывом, так как, несмотря на сложные условия, Советский Союз сумел в кратчайшие сроки наладить серийное производство современных самолетов.
Общая ситуация с авиапарком была сложной. Во время нападения нацистов значительная часть техники была уничтожена, и это поставило современных советских летчиков в очень затруднительное положение. Тем не менее, именно в этой борьбе была создана мощная база, которая позволила развить уникальные авиационные школы и военную тактику. Воздушные полки Красной армии к 1943 году уже смогли завоевать превосходство в воздухе с новейшими моделями.