Ликвидатор Чернобыльской катастрофы вспоминает о героизме и безысходности

Ликвидатор Чернобыльской катастрофы вспоминает о героизме и безысходности
Фото: Telegram-канал "МЧС Тульской области"

В честь значимой даты мы встретились с одним из тех, кто боролся с последствиями ужасной аварии на Чернобыльской атомной электростанции, потрясшей мир в 1986 году.

Наш собеседник – Игорь Владимирович Земцев, начальник отдела гражданской обороны и подготовки населения Главного управления МЧС России по Тульской области. В день катастрофы он буквально только начинал свою службу в 451 Отдельном механизированном полку гражданской обороны.

- Тот день остался в моей памяти. Нас срочно подняли по тревоге и поручили сформировать инженерно-технический батальон. Мы сразу принялись за дело, - вспоминает ликвидатор.

Два месяца спустя, после отправки батальона к месту бедствия, Игорь присоединился к своим товарищам. Их задача состояла в том, чтобы доставлять необходимое оборудование и, по возможности, заменить своих коллег, работающих на территории аварии.

- Люди часто спрашивают, было ли нам страшно. Честно говоря, мы не ощущали страха. В молодости все было интересно и даже захватывающе. Мы были полны патриотизма, помнили лозунг: "Место подвига - Чернобыль!" - делится он.

Хотя радиация была известна каждому из нас со школьной скамьи, когда мы попали в эпицентр событий, то осознали истинные масштабы катастрофы. - Когда мы прибыли на место трагедии и узнали о мужестве первых пожарных, ступивших в эту радиационную ад, мы наконец поняли, что такое настоящая угроза. - говорит Игорь Владимирович.

Перед каждым выходом на работу команде приходилось сначала проверять уровень радиации. Сотрудники дозиметристов измеряли радиационное фоновое излучение, определяя, сколько времени можно проводить на опасных участках. После каждого рабочего дня их внимательно проверяли, чтобы контролировать уровень облучения, и только при нормальных показателях отпускали обратно.

- Мы использовали специальные респираторы, называемые "Лепестками", чтобы защитить дыхательные пути и глаза. В задачах санитарной обработки надевали ОЗК - общевойсковые защитные комплекты. Когда очищали крышу третьего энергоблока от обломков урановых стержней, носили свинцовые халаты и перчатки, защищались с помощью очков и респираторов, а также использовали обувь со свинцовой подошвой, - объясняет ликвидатор.

В течение двух месяцев его рота бесконечно боролась с радиацией и неустанно старалась устранить последствия Чернобыльской катастрофы. Неделями они работали на одном месте, проводя потом 10 дней непосредственно на станции, подготавливая машинный зал третьего энергоблока и очищая бетонные бассейны с охладителями, известные как "ракушечники".

- Полк располагался в 30-километровой зоне, и мы жили в палатках, но кормили нас достаточно хорошо, - вспоминает Игорь.

Каждый ликвидатор ежедневно записывал уровень облучения в специальную карточку учета. Сегодня, вспоминая о Чернобыльской аварии, Игорь чувствует ностальгию по своей молодости и своим товарищам.

Топ

Лента новостей