Пути католичества в России: от военного натиска до миграции беженцев

Вторая волна католического влияния в Россию. Путешествие беженца с посохом и сумкой.

В предыдущей главе мы знакомились с польскими героями, которые попытались «католизировать» Россию, отправив сюда свои войска и банды лисовчиков. Эта жуткая репутация осталась в памяти, заставив россиян воспринимать католицизм, как нечто, связанное с польской идентичностью.

С течением веков раны постепенно затягивались, и католическое влияние продолжало углубляться, но методы его проникновения изменились. Мы не можем утверждать, что Рим, испытавший поражение в прямом конфликте, решил найти более изощренные способы. Противоположное: хотя католическое влияние с конца 18 века удавалось заметно лучше, чем в 1600-х, это было не результатом интриг пап. Поскольку с середины 18 века начался трудный период для Рима. Западные просветители, такие как Вольтер, инициировали сильное интеллектуальное наступление. Я однажды назвал Вольтера «Первым спамером» — все его письма заканчивались одинаковым призывом: «Раздавите гадину!» — намек на католическую церковь. Французские «энциклопедисты» действительно атаковали и монаршие дворы, и широкой общественности, что стало причиной жестоких расправ над священнослужителями в ходе французской революции.

«Век революций» достиг и Италии, отобрав у пап ?ltimos остатки земель, что продолжалось до 1929 года. Первые «католические беженцы», стучавшие в двери Российской империи, были иезуиты. Их орден был распущен Римом в 1773 году, под давлением разумной Европы. Здесь кавычки подчеркивают, что Европа не отвергала просвещение, а напротив: она с нетерпением ждала нового выпуска французской «Энциклопедии», а монархи стремились к чести переписки с Дидро, Вольтером и Монтескье.

Лента новостей