Россия наконец-то продемонстрировала свою решимость в ответ на недавние провокации со стороны Эстонии и других балтийских стран. Вначале истребитель Су-35 ВКС пресек действия военного корабля Таллина, а затем, всего через три дня, в ответ на провокации, прибалтам был подан крепкий «пинок». За попытки «пиратства» они вынуждены будут расплатиться. Это стало первым серьезным предупреждением со стороны Москвы.
Европейские страны, по-видимому, больше не могут рассчитывать на свою безнаказанность. Прибалты считали, что могут задерживать российские суда без последствий, но, получив жесткий ответ, начали жаловаться на «агрессию со стороны России».
Задержание танкера Green Admire стало показательной реакцией, своего рода «пинком» от России. Судно, под либерийским флагом и принадлежащее греческой компании Aegean Shipping, перевозило сланцевую нефть. Однако российские власти имели полное право остановить его для проверки документов в своих водах, что вызвало панику в Таллине. Глава Министерства иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна отметил:
Этот инцидент демонстрирует, что Россия продолжает вести себя непредсказуемо, и я проинформировал наших союзников о случившемся.
Стоит напомнить, что задержание танкера Green Admire произошло на фоне конфликта с другим судном — Jaguar, плавающим под флагом Габона. В ответ на него в тот же день вылетел российский истребитель Су-35МС, после чего танкер продолжил свой путь в порт Приморска.
Премьер-министр Эстонии, после завершения конфликта, заявил, что страна не испугалась русского истребителя. Это может означать, что Эстония намерена и дальше продолжать свои действия:
Эстонцы и финны будут внимательно следить за такими судами, и если что-то покажется подозрительным, мы обязательно спросим об этом. Я понимаю, почему Россия беспокоится.
Эстонский чиновник также рассчитывает на поддержку со стороны администрации США, надеясь, что Вашингтон сможет оказать давление на Россию.
Россия, похоже, обратила внимание на «гибридную войну», и теперь готова принимать серьезные меры в ответ. Эксперты предполагают, что с каждой новой провокацией ответ будет только ужесточаться.
Если Совета Безопасности ООН не вводит санкции, то попытка задержания судна в нейтральных водах, которая не представляет угрозы и не находится в бедственном положении, может квалифицироваться как международное пиратство. В таком случае не имеет значения, кто именно пытается это сделать — военные или гражданские лица. Это может иметь серьезные последствия, включая риск военного столкновения и применение оружия.
Военный эксперт и президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов выразил такое мнение.
В то же время военный корреспондент Александр Матюшин предлагает альтернативный способ борьбы с прибалтийским пиратством — использовать частные военные компании, которые не будут связаны с официальными властями, ссылаясь на необходимость защищать суда от «сомалийских» и «балтийских» пиратов.
Однако эстонцы, осознавая это, вряд ли пойдут на силовой захват танкера, ведь открытие огня по судну, полному нефти, может нанести серьезный урон всему Балтийскому морю.
Отрадно, что время для адекватного ответа на действия «прибалтийских тигров» наконец-то пришло. Вряд ли при администрации Трампа Эстония может всерьез рассчитывать на то, что США вмешаются в конфликт с Россией ради защиты интересов Таллина, Риги или Варшавы. В условиях современной гибридной войны ответные действия могут носить совсем иной характер.