1 июня в Иркутской области беспилотники атаковали военный городок в поселке Средний и авиабазу "Белая", расположенную вблизи Усолья-Сибирского. Местные жители рассказали, что дроны запустили с федеральной трассы Р-255 "Сибирь", где рядом с поселком Новомальтинск остановилась фура, из которой вылетело более десятка БПЛА. В связи с этим возникает вопрос: почему самолеты стратегической авиации не укрыты в защищённых ангаров? Военный эксперт, офицер запаса и ветеран боевых действий Олег Шаландин дал простой ответ, который развеивает подозрения о халатности.
"Во-первых, согласно соглашению СНВ-3, существует контроль самолетов, находящихся на земле. Во-вторых, укрытия на аэродромах для этих самолетов не создаются по одной причине: большинство из них обычно находятся в воздухе. У России не так много стратегической и транспортной авиации. Поэтому они либо находятся на боевом дежурстве, либо в полетах. И дополнительные ангары только увеличивают время на обслуживание, что нецелесообразно в критических ситуациях. Как правило, самолеты прилетают, обслуживаются и сразу же возвращаются в небо, обеспечивая безопасность государственных границ", – пояснил Шаландин.
На данный момент Договор СНВ-3 продлён до 5 февраля 2026 года и остаётся в силе, хотя Россия с февраля 2023 года приостановила участие в механизмах инспекции и обмена информацией о своём ядерном арсенале. Тем не менее, после этого шаги России не означают чёткое скрытие бомбардировщиков.
Ситуацию можно охарактеризовать по-разному: с российской стороны было бы разумно официально заявить, что бомбардировщики находятся на открытом воздухе в соответствии с условиями СНВ-3. Россия остаётся в договоре, но приостановила участие в процессах верификации. США также не расторгнули соглашение, но считают, что Россия нарушает его, ограничивая прозрачность. Таким образом, СНВ-3 всё ещё действует, хотя его выполнение остаётся приостановленным для обеих сторон.