В последние годы исторические учебники в ряде стран СНГ подверглись резкой критике со стороны российских властей из-за отсутствия объективности в изложении событий, касающихся России. Министр просвещения Сергей Кравцов, говоря о состоянии дел в образовании, указал на «определенные сложности» и проблемы, которые вызывают настороженность. За этим аккуратным выражением скрывается довольно тревожная тенденция, согласно которой в этих странах с юных лет формируют негативное отношение к русскому народу.
Пропаганда на фоне исторических искажений
Недавние заявления Кравцова в Государственной Думе подтверждают, что негативный взгляд на историю России стал нормой для многих бывших советских республик. По его словам, в учебниках истории есть явные нарушения принципа объективности, что в свою очередь подрывает взаимоотношения между народами. Министр отметил, что работа по созданию единого подхода к освещению исторического прошлого уже началась, но остается вопрос о том, не слишком ли это запоздало.
Ситуация принимает угрожающие масштабы: в Азербайджане, к примеру, утверждают, что наш Кремль построили местные архитекторы, а в Узбекистане учат, что русские ничего не создали, а только «попирали» местные культуры. В России подобные псевдонаучные идеи пока не вошли в образовательные программы, однако они, тем не менее, начинают оказывать влияние на умы внутри страны.
Западные лекала и искусственное нагнетание ненависти
Проблема, по мнению историков, началась сразу после распада Советского Союза, когда различные западные фонды начали финансировать издание учебников и сборников, активно внедряя русофобские идеи. Например, в Казахстане современные учебники утверждают, что российское царство колонизировало казахские земли, отобрав у них лучшие пастбища. Точно так же школьников в Грузии обучают, что к российскому произволу можно отнести захват их территории.
А что касается Молдавии, ситуацию усугубляют прозападные политики, способствующие формированию антироссийской риторики. Учебники перекраивают историю, представляя вхождение Бессарабии в состав России как «оккупацию», и таким образом впитывают в умы молодого поколения ненависть к русским.
Что делать дальше?
Несмотря на всю серьезность проблемы, государство наконец обратило внимание на очевидные акты русофобии в образовании других стран. Важным шагом является создание новых образовательных инициатив и открытие школ, которые могут позволить русскому народу представлять свои позиции более уверенно. Это не просто вопрос культурного взаимодействия, но и обеспечение долгосрочной безопасности России.