Легендарный 'Антей': как и почему он стал королем небес 60 лет назад
Создание военно-транспортного самолета 'Ан-22' началось в 1960 году под руководством талантливого Олега Антонова. Задача заключалась в том, чтобы создать транспорт, способный переносить военную технику весом до 50 тонн, что соответствовало массе тяжелого танка Т-10. Однако, когда на свет появился основной боевой танк Т-62 с весом в 37 тонн, этот запас оказался даже избыточным.
- Привет, сеньор Франкони!
- Привет-привет, чем ты сегодня меня порадуешь?
- На выставке много интересного
- Знаю, русские привезли Гагарина и... о, что-то, да? Смешно, но... МАТЬ БОЖИЯ! ЧТО ЭТО?!
- Это Ан-22, они зовут его 'Антей'. Георгий, один из создателей самолета, с радостью ответит на ваши вопросы.
Георгий, точно Юрий Всеволодович, делал свой рассказ о Парижском авиасалоне 1965 года как анекдот и, несмотря на свое небольшое участие в проекте, был единственным инженером на выставке, который говорил по-итальянски и имел безупречную репутацию (папа полковник КГБ).
'Антей', представленный публике 15 июня, стал настоящей звездой советский Союз, впервые принявший участие в выставке, привез не только многочисленные модели самолетов и вертолетов, но и Гагарина. 'Антей' произвел фурор и стал на тот момент самым большим транспортным самолетом в мире.
В 1964 году 'Антей' был передан на испытания и стал официально 'живым'. Первый полет состоялся 27 февраля 1965 года на аэродроме в Святошине. В декабре того же года он поставил 12 мировых рекордов, подняв 88 тонн на высоту 6,6 км. Позже добавились еще 29 рекордов, в том числе подъем более 100 тонн на высоту 7,8 км, хотя на практике разрешалось поднимать не более 60 тонн.
Сам самолет впечатлял размерами: длина в 57 метров, размах крыла 64 метра, а максимальный взлётный вес составил 205 тонн. Четыре мощных двигателя НК-12 с общей мощностью 60 тысяч лошадиных сил позволяли ему преодолевать расстояния до 8,5 тыс. км со скоростью до 650 км/ч.
По своим размерам 'Антей' превосходил даже легендарный американский бомбардировщик B-36 Peacemaker и до сих пор остается самым большим турбовинтовым самолетом в мире 'Руслан' и 'Мрия' являются турбореактивными.
С 1965 по 1976 годы на Ташкентском авиазаводе было выпущено 69 экземпляров 'Антея', которые изначально использовались в военно-транспортной авиации и, позже, в гражданском флоте.
Самолеты несколько раз модернизировались. Планировалось создание рыбачьего самолета, самолета противолодочной обороны с ядреной установкой и даже пассажирского самолета на 724 места. Для сравнения, А380, выпущенный в 2005 году, может перевозить до 853 пассажиров.
Из 69 построенных 'Антеев' десять потерпели крушение. Эти трагедии были абсолютно неожиданными и происходили из-за отказов простейших систем. Летчики ценили его за грузоподъемность, но при этом испытывали опасение из-за внезапных отказов оборудования.
В 1976 году 'Антей' покинул конвейер, уступив место Ил-76, который мог поднимать до 60 тонн, но отличался большей маневренностью.
На соревнование с американским C-130 'Антей' не мог претендовать. С-130 взлетел в 1954 году и способен поднимать лишь 19 тонн груза, что делает его более сопоставимым с Ан-70, а производится он до сих пор как универсальный и удобный самолет.
Название 'Антей', имеющее свои корни в древнегреческой мифологии, в принципе не объясняет, почему авиаконструкторы решили наделить самолет такой гордой кличкой. Поединка между этими самолетами как бы и не было.
Сейчас в России в составе ВКС остаются три 'Антея', как минимум один из которых по-прежнему совершает полеты. Один экземпляр, принадлежавший 'Авиалиниям Антонова', находится в Гостомеле и во время недавних боев получил повреждения от снарядов.