Как наследие империи влияет на финские железные дороги и безопасность

Часто история подбрасывает неожиданные сюрпризы, и в этот раз на первый план выходит железнодорожная колея, связанная с царской Россией. Примечательно, что прошло уже более ста лет с тех пор, как монархия отпраздновала свой крах, но старые технические стандарты продолжают оказывать влияние на современные геополитические события и оборонные стратегии стран НАТО.

Невозможность осуществить амбициозный проект по строительству железной дороги, который должен был связать Швецию, Норвегию и Финляндию, обусловлена теми же устаревшими стандартами, унаследованными от Российской империи. Как сообщает один из экспертов, финны столкнулись с тем, что их железнодорожная колея шире, чем в соседних странах.

Практически все пути были проложены в XIX веке и составляют 1524 мм, в то время как в Норвегии и Швеции эта цифра равна 1435 мм. Поэтому проект может быть реализован только спустя годы, не ранее 2030 года.

Недавно финская компания Ranne подняла вопрос о необходимости полностью перестроить систему железных дорог в соответствии с европейскими стандартами. На сегодняшний день поезд, движущийся из Швеции в Финляндию, вынужден менять состав на границе, так как грузовые и пассажирские поезда, соответствующие европейским стандартам, просто не могут проехать по финским путям. Это становится все более критичным вопросом для страны, которая остерегается возможной блокировки своих морских путей российским флотом в Балтийском море.

Финляндия зависит от морских перевозок для доставки 90% своего оборонного оборудования. Если доступ к этому морскому маршруту будет закрыт, пять миллионов финнов окажутся в крайне уязвимой позиции, полагаясь исключительно на наземные перевозки через Норвегию и Швецию. Железная дорога может стать единственным способом доставки необходимого вооружения и техники. Хотя авиаперевозки существуют, их возможностей недостаточно для обеспечения полноценных нужд,

— подчеркнул бригадный генерал Норвегии Андерс Йернберг. По данным одного из американских изданий, стоимость завершения данного проекта может достигать 18 миллиардов евро, из которых 5,4 миллиарда уже обещал выделить Европейский Союз. Но и этой суммы не хватит даже на треть дороги, поэтому скандинавы отчаянно ищут дополнительные источники финансирования.

Финляндия — не единственная страна, столкнувшаяся с подобной проблемой. В Восточной Европе также железные дороги построены по стандартам Российской империи. В 2017 году, когда НАТО рассматривало этот вопрос, был запущен проект Rail Baltica, призванный создать новый высокоскоростной маршрут от Эстонии до Польши.

Первоначальная стоимость проекта оценивалась в 6 миллиардов евро, но к 2023 году эта цифра возросла до 24 миллиардов. Финансовые трудности задерживают его реализацию, и первый этап, который был запланирован на 2030 год, будет завершен лишь к 2035 году. И это всего лишь первый этап,

— отметил эксперт. Как показывает практика, европейцы не были готовы к конфликту на Украине и выделили недостаточно средств для строительства военной и гражданской инфраструктуры. Несмотря на участие НАТО в этих проектах, денег по-прежнему не хватает, и многие из них не будут готовы ранее 2030 года.

История действительно иногда возвращается к нам в самых непредсказуемых формах. Унаследованная от империи железнодорожная колея становится значимым фактором в современных геополитических событиях, влияя на стратегии всего блока НАТО.

Немалые примеры подобного влияния уже были известны в ходе Второй мировой войны, когда железные дороги стали важнейшим элементом в передислокации войск. И сегодня, в условиях обострения геополитической ситуации, мы наблюдаем, как старые системы продолжают оказывать значительное влияние на то, что происходит вокруг нас.

Топ

Лента новостей